Михаил
Эпштейн
Техника - от греч. techne,
искусство, умение, ремесло.
София - от греч. sophia,
мудрость, знание, умение.
Технософия (technosophy) - одна из софийных дисциплин, изучающая "мудрость" техники. Одновременно это и духовная сторона техники как предмет изучения и практического воплощения. Технософия раскрывает связь техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, мистикой, софиологией. Технософия не есть просто философия техники, как один из тематических разделов философии; это теоретическая и практическая попытка соединить "техно" и "софию", сумму теологии с суммой технологий.
Усложнение постиндустриальной техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и духовной деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Техника становится орудием мышления в его поиске информационных и спиритуальных основ мироздания.
Постиндустриальная техника
имеет дело с мыслью и числом, словом и духом - это техника средств сообщения и
передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним
"я". Это создание глубинных связей между между "я", "ты" и "он", тех
диалогических отношений, которые имеют и материальное, и духовное измерение.
Телефон - это мой голос, прямо проникающий в слух другого
человека.
Интернет - это
моя мысль, прямо проникающая в сознание других людей... Еще не совсем
прямо - через язык, клавиатуру, экран - но число этих посредников и время
отсрочки все более сокращаются. Виртуальный мир, созданный электронной
техникой, - тот порог, за которым начинается ее переход в технософию, сотворение
параллельных, альтернативных миров.
Продуктом технософии (а не
только технологии) стали бы новые организмы на квантовой основе -
мыслетела, в которых нейронные сети мозга сплетались бы с электронными
сетями коммункаций. В технософскую эру человек перерастает
себя, переступает границы своего биовида, воспринимает и
преображает мир в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только
машине (микроскопу, видеокамере, ракете и т.д.). Но тем самым и
техника выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и
ментализируется и в конечном счете становится частью
софиосферы.
В технософии сложились
разные трактовки техники, которые объединяются тем, что не сводят ее к вопросам
экономической и технической целесообразности.
Приведем несколько наиболее
типичных истолкований духовного смысла техники. Техника трактуется как:
1. Орудие исполнения
божественного промысла по рационализации и одухотворению вещества;
2. Чудо нарушения
естественного порядка вещей, разрыва пространства и времени, явления ангельских
тел и голосов;
3. Условие освобождения
человека от изнурительного физического труда для свободной и
духовной деятельности;
4. Дьявольское орудие
иллюзии и подмены, создающее призрачные подобия жизни;
5. Антинравственное и
антидуховное начало, вытесняющее природный ум, совесть, непосредственное
интуитивное чувство жизни;
6. Причина возможного
самоистребления человека и реализации эсхатологической перспективы;
7. Средство создания
новых форм жизни и разума - киборгов, андроидов, роботов, техноорганизмов;
8. Основа новых видов
художественого и интеллектуального творчества: кино, телевидение,
голография, электронная музыка, веб-арт;
9. Воплощение некоторых
метафизических концепций; например, ядерная бомба как "ничто";
интернет как
воплощение электронной соборности и ангелического разума.
10. Средство господства
человека над вселенной, покорения космоса и человекобожеской
самоидентификации, победное шествие атеизма, гуманизма, антропоцентризма;
11. Порабощениe человека
машиной, роботизация государственного строя, подчинения духовной жизни правилам
вычислительной техники, тотализация и насильственная технизация всех
человеческих отношений;
12. Сотворение нового
сверхприродного существа, оснащенного искусственными нейронами, транзисторными
схемами, расширителями всех органов восприятия, органами скоростного
передвижения, т.е. сочетающего в себе свойства универсальной машины со
свойствами человеческого индивида.
Отрывок из статьи
Бориса Федорова "Прошлое и будущее техники":
"Техника
- дитя науки и магии, и теперь, после многовекового союза с наукой и вражды с
магией, техника заново обретает свою мистическую перспективу, как утончение и
одухотворение материального мироздания, искусство преодоления материи
интеллектом и сотворения новых, прозрачных, проницаемых, светоносных,
мысленосных слоев и видов телесности, каковa квантовая и электронная телесность,
разлагающая инертную масу материи на свободные, вероятностные, энергийные
частицы-волны. (...) Техника - это мистика в действии, это экстаз слияния
человека с Абсолютом через мир энергий и излучений. У техники и мистики общая
цель: прорыв заслонов темной, косной, инертной материи, отделяющей ум творения
от его Творца, разум - от его первоисточника. (...) Первые орудия и
приборы имели ритуальное назначение, и первыми технологами, изобретателями,
инженерами были жрецы. Потом техника приобрела прикладное назначение:
охота, война, сельское хозяйство, способы передвижения. Tак она постепенно
сочеталась с наукой, изучением законов природы, тогда как раньше она была
способом инициации духовных сил... И вот наука подошла к тем рубежам
материального микромира, за которые она уже не в силах шагнуть - техника
пускается дальше уже без сопровождения науки... Техника - это искусство
овладения материей и дематериализации мира, потому она и сближается с софией -
мудростью. От технологии к технософии, от науки к мистике - таков путь техники в
21-ом веке".
Технософия - новейшая
в цикле "софий", возникших, точнее, получивших программное оформлениe, за
последние полтора века. В 1875 году Е. П. Блаватская и Г. С.
Олкотт основали в Нью-Йорке Теософское общество, а в 1912 г. Р. Штейнер
основал в Дорнахе (Швейцария) Антропософское общество.
Как бы ни относиться к
теософии и антропософии, в которых мистическое начало преобладает,
очевидно, что все развитие науки в 20-ом веке подготовило почву для
создания в 21-ом веке третьей софии. Технософское общество
было бы теснее связано с наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем
обозначало бы трансцендентную, духовно-творческую перспективу технического
развития. Технософия - совокупность учений о технике как способе
трансформации биологических организмов в ангелические тела, прозрачные
интеллекты, обладающие всевидением и потенциальной способностью
всеприсутствия. *
Итак, теософия -
антропософия - технософия. Заметим, что этот ряд обладает определенной последовательностью:
1. Бог-Творец.
2.
Человек, творение Бога.
3. Техника, творение человека.
Технософия - это мудрость Творца, скрытая в творении Его творения, т.е. наиболее удаленная от источника - и вместе с тем вливающаяся в него уже с другой стороны. Круг замыкается. Технософия - это возвращение техники, созданной человеком, к познанию и воссоединению с Создателем самого человека. Это мудрость последних вещей, которые еще недавно представлялись нам наиболее удаленными от духовности: железные станки, груды пластмассы и металла, запах гари и дыма, черные, прокопченные цеха...
Ляпунов
доказал, что на информацию, в отличие от вещества и энергии, не распространяются
законы сохранения, т.е. она может быть заново создана - либо, напротив,
безвозвратно утрачена; именно поэтому Акт Творения для человека возможен лишь в
информационной сфере - в сферах же вещества и энергии это прерогатива Демиурга.
???
Мы не можем
предсказать конкретные формы, в которых реализуется Сингулярность. Но кое-какие
детали можно предсказать почти наверняка. Практическое субъективное бессмертие.
Возможность быть во всех местах, куда протянута сеть. Огромное количество задач
и проблем для исследования и решения - все захватывающе интересны, на все
хватает времени и способностей. При необходимости всегда можно достроить себя,
как программно, так и аппаратно (не будем забывать о нанотехнологиях...). В
общем, это не всеведение и всемогущество, но очень близкое практическое их
подобие.
Мы можем неожиданно
наткнуться на принципиальные пределы сложности систем, не дойдя до нужного
уровня интеллектуальности. Технологические пределы электронных технологий уже
видны (транзистор из трёх атомных слоёв вряд ли возможно уменьшить ещё). Может
также оказаться, что люди не способны разработать надёжную систему, превышающую
определённый порог сложности - признаком этого будут провалы крупных программных
проектов, падающих под грузом ошибок.
Поэтому
глобальная цель нашей жизни на ближайшее время - достичь Сингулярности.
Компьютерные технологии, сети, спутники связи - это целые отрасли
промышленности. Они, в свою очередь, существуют не в вакууме, а на базе других
отраслей. Занятым в этих отраслях людям тоже хочется есть, жить в тёплых домах и
нормально отдыхать. Фактически, вся мировая экономика, так или иначе работает
сейчас на будущую Сингулярность (как, впрочем, и на множество других
целей).
Прежде всего, вам
понадобится гибкое развитое мышление. Последние десятилетия называют временем
больших и быстрых перемен, но по мере приближения к Сингулярности темп изменений
будет нарастать дальше.
Поэтому найдите себе любимые
развивающие занятия - книги, заставляющие думать шедевры, фантастику,
стратегические игры, точные науки - математику, физику...
Если ещё не знаете
английского, этого всеобщего языка современной цивилизации - выучите хотя бы в
объёме, позволяющем читать англоязычные публикации и руководства. Учите другие
языки, если можете.
Если у вас ещё нет
компьютера, купите его. Научитесь работать на уровне опытного пользователя, а
лучше - эксперта. Научитесь программировать. Следите за развитием технологий,
принципов, приёмов, языков программирования. Осваивайте их настолько полно,
насколько сможете.
Получите доступ к интернету.
Научитесь пользоваться поисковыми серверами и информационными ресурсами.
Если у вас есть дети или вы
планируете ими обзавестись - обдумайте, чему их учить и как воспитывать. Если мы
можем не дожить до полного расцвета Сингулярности, то наши дети доживут почти
наверняка.
URL
оригинальной
статьи
www.andrzej.virtualave.net/Articles/singularity.html
http://www.russ.ru/antolog/INTELNET/lab_mysl.html Лаборатории современной мысли
Перед нами встает
парадокс: религия выступила основой человеческого мышления и творчества - дала
мощный импульс развитию искусства и науки - и осталась фактически на своем
исходном уровне. Вместе с тем, для описания генезиса религии наиболее подходит
аналогия с рассеивающимся лучом: одна кратковременная мощная вспышка, озаряющая
умы горним светом, и вслед за этим - долгий период медленного угасания веры, с
провалами в темные зоны обскурантизма и мракобесия, с расщеплением на слабые
лучики сектантства, способные дать свет лишь избранной группе
неофитов.
Бог не умирает,
угасают лишь вспышки космического разума, озаряющие Землю. Как бы то ни
было, не религия, не вера, но сами эти вспышки - лучшее парадигматическое
доказательство существования Бога. Случайно ли то, что в одно и то же время, в
VI веке до нашей эры, не ведая друг о друге, жили принц Сиддхартха Гаутама
(623-544), известный как Будда, Кун-цзы (551-479), он же Конфуций, и Пифагор
Самосский - родоначальники мистического самосозерцания, политического этикета и
математического рационализма - святой троицы современного мировосприятия.
(Математические знания были развиты в Месопотамии задолго до Пифагора, но именно
он первым поставил науку во главу мышления, соединив сухую цифирь с живой
философской мыслью). В тот же период времени, при Вавилонском царе
Навуходоносоре Втором (605-562), произошло одно из центральных событий,
определяющих смысловую канву Ветхого Завета: разрушение Храма царя Соломона и
вавилонское пленение.
Добро - это
совпадение воли человека с волей Бога. Зло - расхождение воли человека и воли
Бога. Добро всегда абсолютно, зло - относительно, в зависимости от того,
совершено ли оно по воле человека.
Для получения плода
познания человеку было достаточно согласиться на предложение змея-искусителя.
Чтобы сорвать плод вечной жизни, человек вынужден сразиться с ангелом смерти.
Таким образом, речь идет о восхождении на новую ступень воли, от робкой ее
реализации на рефлекторном уровне под давлением извне до сознательного,
самостоятельного и целенаправленного применения. Говоря научным языком, у
человека нет шансов придти к бессмертию в результате эволюционного
развития, но есть потенциальная возможность достичь этого путем осознанного
изменения устройства своего организма на генетическом
уровне.
Всемогущество
достижимо на основе коллективных усилий: позавчера мы вместе завалили мамонта,
вчера вместе сделали атомную бомбу и построили космическую станцию, сегодня
вместе оплели планету проводами Интернета.
Как
показывает всемирная история, человечество идет по пути глобализации. На
протяжении многих веков человек как биологический вид стремился к глобальному
объединению в надличностное социальное образование (государство) с его
последующей территориальной экспансией в направлении мирового господства.
История развития человеческого общества сводится к истории зарождения,
расцвета и гибели больших и малых империй, преследовавших целью подчинить себе
мир в известных им пределах. Все эти империи в конечном счете распадались, но,
что характерно, каждая новая попытка приводила ко все более внушительным
результатам. Так, Наполеон превзошел в своих амбициях и достижениях римских
императоров, а Гитлер и Сталин намного превзошли Наполеона. При этом
покалеченные на строительстве империи поколения проклинали прорабов-тиранов, но
их дети и внуки не были столь категоричны в оценках. Чингисхан, полностью
истребивший несколько народов, воспринимается сегодня как легендарная личность и
неизменно изображается художниками и поэтами в романтическом стиле. Узурпатор
Наполеон еще при жизни стал культовой фигурой среди европейского
интеллектуального бомонда. Адольф Гитлер, развязавший войну, в которой погибло
более 50 миллионов человек, через 55 лет после своей бесславной кончины по
результатам широкого электронного голосования вышел на первое место в опросе
журнала Тайм на тему "человек тысячелетия" (скандал удалось замять и человеком
тысячелетия был официально провозглашен Альберт Эйнштейн). Возможно, неудачи в
создании единой "семьи народов" объяснялись не заведомой порочностью цели, но
недостаточностью средств для ее достижения. Главным
бичом всех империй прошлого было отсутствие адекватных средств связи,
обеспечивающих быструю и надежную коммуникацию между центральными и
местными органами власти.
Современное
развитие средств беспроводной связи в сочетании со стремительным
распространением глобальной электронной сети позволяет говорить о том, что в
будущем возможно возникновение единого био-кибернетического организма
планетарного масштаба. Сознание такого организма будет представлять собой не
коллективный разум, объединяющий мыслительные способности отдельных членов
общества - то, что мы называем мировым правительством - но единое сингулярное
сознание как гештальт фрагментарного восприятия мира через индивидуальные
сознания всех его составляющих людей.
На закате
второго тысячелетия сложился уникальный симбиоз технологии и культуры,
получивший название "виртуальная реальность". Уникальность этого явления
заключается в том, что до недавнего времени культура спорадически включала в
себя отдельные технические новшества (например, в музыке появлялись все новые
механические и электронные инструменты), и только с появлением виртуальной
реальности ситуация радикально изменилась: теперь уже технология включает в себя
всю культуру. На одном и том же компактном диске записывается и художественное
изображение, и музыка, и текст, чтобы все музы слились в виртуальном экстазе в
единую мультимедийную сущность под названием "электронная игра".
В свете этого, высшей
целью технологии и культуры, спаянных воедино в виртуальной реальности,
выступает именно внешне бесцельная игра. Человек будущего - это homo
ludens,
"человек играющий", по выражению известного голландского историка и культуролога
Йохана Хейзинги.
Цель игры - выход в иную реальность, с тем чтобы создать в ней новую вселенную и
стать в ней богом. Задумайтесь: что может быть величественнее этих планов и где
еще их можно осуществить, как не за пределами нашего мира?
Освоение
не скованной физическими законами виртуальной реальности сулит гораздо
больше, чем чисто механическое проникновение (экспансия) в изотропный
космос - это равнозначно выбору: выпить бокал вина или окунуть в него
палец? Мы еще не начали подлинного освоения виртуальной реальности - мы только
используем ее для кропотливого - и в основном бесцельного - воссоздания
собственного мира со всеми его "прелестями": категорическими
императивами, доминированием природных законов, привязанностью к месту и
времени, борьбой за выживание и насилием над личностью. Мы еще не вошли в
океан виртуальности - мы только бросаем в него с материальной скалы камешки с
надписями "гравитация", "инерция" и "энтропия" и следим за тем, как они
виртуально тонут. Нас неожиданно выпустили на волю и дали полную свободу
действий - мы стали строить золотую модель ржавой клетки, из которой вышли. И
все-таки есть надежда, что, наигравшись с клеткой, мы приступим к строительству
божественного Храма.
Алексрома - veer.info
Со смертью
первородного Слова и все остальные слова лишились своего высшего смысла, своей
магической силы: заклинания превратились в набор бессмысленных фраз, клятвы - в
пустопорожние обещания, молитвы - в нескромные требования, мудрые афоризмы - в
плоские шутки. Слова, за которыми ничто больше не стоит, лучше всего подходят
для создания образа пустоты. Слово, сказанное в пустоту, ничего из пустоты не
рождает, и каждый, кто хочет сохранить произносенное Слово, вынужден тот час же
воплотить его в материальный суррогат: превратить в чернильные линии, оттиски
печатных матриц или электронные импульсы. Неоформленное слово стало потерянным
словом.???
4
февраля 2002 года в 12 часов 52 минуты, я, Алексрома, который был Буддой и
Соломоном, Спинозой и Вольтером, Кантом и Гегелем, Ницше и Вагнером, Лениным и
Гитлером, матерью Терезой и принцессой Дианой, возрождая магию слова, объявляю:
БОГ ЖИВ.
13
февраля 2004 г. 12 часов 10 мин. P/S
слово
– не воробей, вылетит – не поймаешь. Сказанное слово не исчезает в силу закона
сохранения энергии, а переходит в другие формы. Также как и мысль. Слово и мысль
– сингулярны. Слово не возрождается, а выражает энергию мысли. А мысль приходит
из вне. Электромагнитные импульсы везде и всегда – лови их своим
мозгоприемником. И постигай стохастичность. Бог всегда, везде и в каждом. Это
сказал Кибор, который был никем, а станет всем. От Бога-человека к
человеку-КиБоргу (Cybor).
Следующее свойство "богов из
машины" может показаться мистическим даже тем, кто считает себя образованным.
Речь идет о распределенном знании. Современный человек, говоря об образовании,
обычно имеет в виду последовательное, структурированное обучение по учебнику.
Однако в жизни мы чаще всего пользуемся другим способом, собирая распределенное
знание "с миру по нитке". Но когда в голове обученного таким образом человека
разрозненные частицы знания складываются в целую картинку, человек зачастую не
понимает, откуда это взялось - и начитает говорить о "божественном откровении".
Самая же
сильная мистика ожидается на уровне всемирных сетей. Уже сейчас Интернет
представляет собой "умную Сеть" - но она ограничивается цифровыми документами, а
ее "мыслящей частью" являются только поисковые машины. Однако Semantic Web, которую
создает Тимоти Бернерс-Ли, обещает сделать "умными" отдельные элементы Сети. А
SensorNet, которую разрабатывают в Xerox PARC, позволит мыслящей Сети выйти на
физический уровень благодаря подключению к множеству микросенсоров. Это значит,
что вскоре умные боты смогут, например, самостоятельно управлять движением
большого количества автомобилей.
Леха Андреев для журнала "Парадокс"
http://www.fuga.ru/
06.2002
Мир "платоновой метрики",
измеряющей расстояние между идеями, а не между городами. Первым, естественно,
вспоминается Интернет. Ввел в искалку ключевое слово "кошка" - получил всех
кошколюбов. Чего только нет во всемирном каталоге увлечений! НЛО и воздушные
шары сексуальных форм, японские мультики и руническое письмо, странные игры с
конструктором "Lego" и переодевание в пушных зверей, "Человек-паук" и Масяня,
чешское пиво и бытовая левитация...
Что такое культурная жизнь
современного человека? Это поедание дешевых копий, суррогатов чужого опыта
вместо приобретения своего. Книги и кино - вместо собственных приключений, плеер
в ушах - вместо собственного пения, психоаналитики и исповедники - вместо
собщения, Олимпиада в телевизоре - вместо занятий спортом. Именно эту систему
защищают современные законы: ведь в ней заложена очень полезная для властей идея
"посредника-распределителя" между человеком и Богом (другим человеком,
здоровьем, духовным ростом, кайфом, природными ресурсами - нужное подчеркнуть).
Властям остается только взять под контроль этих посредников или сами стать
посредниками.
Правда, бывает и так, что в
виртуальном сообществе возникнет своя экономика, которая развивается ку будтобез
оглядки на улицу. У поклонников игры EverQuest есть целая виртуальная страна
Норрат, причем виртуальным имуществом можно торговать на онлайновых аукционах.
Профессор Эдвард Кастронова вычислил, что средняя зарплата норратца - 3,42
доллара за час игры, а из валового национального продукта на душу населения
приходится 2266 долларов. По этому показателю виртуальный Норрат оказывается на
77 месте в мире, аккурат между Россией и Болгарией. А уж если задуматься о
валовом доходе виртуальной страны Провайдерии, которая объединяет всех
интернет-провайдеров...
Компания United Devices
(www.ud.com), мечтающая о коммерческих системах распределенных вычислений, уже
оскандалилась, когда попыталась по-своему распорядиться человеческими
отношениями своих пользователей. Из 1.35 миллиона человек, отдавших время своих
компьютеров для моделирования лекарства от сибирской язвы, 1.2 миллиона
составляли люди, изначально загрузившие скринсейвер для поиска лекарства от
рака. Компания самовольно переключила их на язву - и тут же получила массовые
протесты. Потому что испортила человеческие отношения. А ведь миллион
добровольных сотрудников - это уже альтернативная экономика. Да что там миллион!
Иногда достаточно социальной сети в полсотни человек, чтобы круто изменить жизнь
человека: например, быстро найти жилье и работу в чужом городе. Автор крылатой
фразы "экономика должна быть экономной" Леонид Брежнев вряд ли подозревал, что
именно такая экономика, основанная не на деньгах, а на хороших отношениях,
зародится в холодном компьютерном сердце капитализма.
Китайский астроном-любитель
Синьмынь Чжу обменял свой телескоп на компьютер после того, как за два года
открыл 13 комет, не пользуясь телескопом. Вместе с тысячами других энтузиастов
он стал одним из первопроходцев по новому пути в космос - через Интернет.
Интернет-революция в целом
оказалась столь же неожиданной, сколь и очевидной. Классические каналы связи
(телефон, радио), огромные массивы цифровых данных и персональные компьютеры
распространились за несколько лет до Сети. Оставалось только объединить их и
отдать в руки народа. В случае с интернет-астрономией это было особенно эффектно
- целый ряд открытий случились там, где их не ожидали. Например, запущенный в
1995 году спутник SOHO предназначался для исследования Солнца. Однако публикация
снимков с этого спутника на сайте sohowww.nascom.nasa.gov привела к "побочному"
открытию более 400 новых комет. Причем большинство их них найдены любителями -
тут и 13 "хвостов" китайца Чжу, и 50 комет француза Лепретта, и 132 кометы
британца Оутса.
Оценив этот бум, ученые
будут все активнее использовать армию виртуальных исследователей космоса. Уже
сейчас на сайте Mars Clickworkers (www.clickworkers.arc.nasa.gov) любой желающий
может принять участие к классификации кратеров Марса, а программа TransitSearch
(www.transitsearch.org) собирает "охотников за планетами". При этом возможности
энтузиастов не ограничиваются просмотром готовых снимков: через Интернет можно
заказать съемку любого участка неба с помощью роботелескопа в другой части света
(www.telescope.org/rti/) или даже подключиться к таким монстрам, как Hubble и
Chandra. С увеличением баз данных и развитием систем компьютерного моделирования
многим уже и не потребуется заказывать "персональную" съемку. Достаточно будет
зайти в электронный планетарий типа DistantSuns (www.distantsuns.com) и
"полетать" в любой месте и в любом времени виртуальной Вселенной, которая с
каждым годом все больше похожа на настоящую.
Если же межгалактического
Интернета не существует, земляне могут создать его сами. Специалист по
аэронавтике Нараянан Комерат из Технологического института Джорджии недавно
предложил агентству NASA проект по строительству космических сооружений с
использованием радиоволн. Идея Комерата состоит в том, что с помощью
направленных волн можно дистанционно манипулировать объектами, диаметр которых
меньше пяти сотых от длины волны используемого излучения. К примеру, свет может
двигать наночастицы, микроволновое излучение - объекты миллиметрового диаметра,
и т.д. Таким образом, новые серверы можно создавать в далеком космосе, используя
астероидный мусор. Межгалактический Интернет будет двигаться дальше по
Вселенной, подобно паровозу, который сам прокладывает перед собой рельсы.
Человеку останется делать только то, в чем его пока не обогнали машины - видеть,
слышать, чувствовать и решать.
Примерно в то же время (70-е и 80-е годы)
аналогичные технологии стали использовать люди, работающие в проекте ARPAnet, в
лаборатории Xerox PARC, в компаниях Apple и Intel - в общем, везде, где
появились локальные компьютерные сети. Отдельный компьютер, подобно ученику
средней школы, устроен очень нерационально: большую часть времени работает
вхолостую. Но если несколько машин объединены сетью, а одна из них замучена
сложной задачкой, можно облегчить ей жизнь, если разбить задачу на части и
использовать простаивающих "соседей по сети". Все проекты распределенных
вычислений с тех пор работают по похожей схеме: каждый из участников ставит на
свой компьютер программу, которая в "свободное время" связывается с главным
сервером, получает свою часть задачи, решает ее и посылает результаты обратно.
До широких масс эта
технология добралась в 90-х с появлением Интернета. Началось, конечно, с любимых
программистских задач шифрования и дешифрования, при решении которых необходим
перебор большого числа вариантов. Проект Distributed.net, стартовавший в 1997-м,
сегодня объединяет вычислительные мощности, эквивалентные 160.000 "Пентиумов",
работающих круглые сутки. Сейчас участники проекта взламывают файл,
зашифрованный с помощью криптоаглоритма RC5. Тот, чей компьютер первым подберет
ключ длиной 72 бита, получит от компании RSA Lab приз в 10.000 долларов.
Более крупную сумму можно
заработать через Great Internet Mersenne Prime Search (GIMPS). 130.000
участников этого проекта, основанного в 1996-м, решают противоположную задачу:
они ищут самых большие простые числа, которые затем можно использовать для
генерации криптографических ключей. Организация Electronic Frontier Foundation
учредила призы в 50.000, 100.000, 150.000 и 250.000 долларов за отыскание
простых чисел, в записи которых используется соответственно миллион, десять
миллионов, сто миллионов и миллиард знаков. Первый из этих призов уже получен в
2000 году участником проекта GIMPS Наяном Хаджратвалой из США. Следующее простое
число, выскочившее в 2001 году на компьютере канадца Майкла Камерона, имело в
своей записи только 4.053.946 цифр. Так что очередные призы EFF еще ждут своих
героев.
На сегодня самая мощная сеть
распределенных вычислений, SETI@Home, использует всего 1% компьютеров,
подключенных к Интернету (сразу вспоминается, что человек использует только 5%
своего мозга). Однако таких проектов становится все больше. Что они будут
делать, чтобы убедить пользователей отдать свои ресурсы именно им, а не кому-то
другому?
Как это не смешно, но одной
из движущих сил до сих пор были картинки: программы распределенных вычислений
распространялись в виде экранных заставок-скринсейверов, рисующих что-нибудь
забавное на экранах простаивающих компьютеров. Однако не всякую задачу можно
эффектно визуализировать. Хорошо, если вы моделируете океан, как в системе
DALiWorld (www.daliworld.net) - тогда ваш экран превращается в аквариум с
рыбками, связанный с множеством других таких же аквариумов. Но далеко не всякий
пользователь найдет сексуально-привлекательным изображение протеина, как в
случае Folding@Home. Да и само рисование картинок тратит вычислительные мощности
компьютера.
Не меньше проблем и с сетями
на "чистом энтузиазме" - наиболее привлекательными могут оказаться не самые
важные или просто нерешаемые задачи. Например, можно ожидать, что проект
предсказания погоды Climateprediction.com будет столь же популярным, как
SETI@Home - однако он может оказаться настолько же бесполезным.
ЖЖ
для Патриарха
Второй прогноз Перси
Шелли
Дата публикации: 19 Февраля 2002
…над
страной развалившегося коммунизма поднимает голову новый кандидат на единственно
верное и всенародное учение: Культ Черного Мерседеса, который, вскоре будет
преобразован в Православно-Оздоровительную Церковь (ПОЦ). Кстати, как
выяснилось, в провинциях процесс уже идет именно по этому сценарию.
Дело в
том, что отложив на время захват мостов, вокзалов и телевидения, батюшки вполне
успешно двинулись в Интернет - что доказывает их супероперативная реакция на наш прошлый прогноз. А ведь еще
пару лет назад они и вовсе не заходили в Сеть, хотя там публиковались и более
эффектные картинки нашего православного будущего:
"В
проходе выросли три черные пуленепробиваемые ряс-палатки, увенчанные тремя
головами с одинаковой стрижкой в стиле "брит-поп". Золоченые крестообразные
АКЭЛы покачивались на крепких шеях, разбрасывая ослепительные зайчики. Такие же
крестики, но в миниатюре - эмблема святназа - сияли в петлицах. Слезоточивые
гранаты РПЦ-5 звякали на поясах. Старший по очереди поглядел в глаза женщинам с
картофельными носами, затем уставился на меня. У него были глаза цвета заварки,
которую находишь в чайнике, вернувшись домой из месячного отпуска. Очевидно, мои
глаза так же мало понравились старшему патрульному, как и его глаза - мне. Он
положил одну руку на блестящую перекладину своего электронного АК, другой рукой
вынул из широкого кармана ряс-палатки небольшой пакетик из черной бумаги. Подняв
пакетик двумя пальцами к моему лицу, алексиевец произнес тихим голосом
василиска:
- Соя
морозоустойчивая "Осень патриарха". Улучшает обмен веществ. Незаменима при
гастрите и во время Великого поста. Желаете приобрести, брат мой?"
Это было
опубликовано в Рунете еще в 1998 году. Теперь же совершенно очевидно: агенты
Черного Мерса уже здесь, уже наблюдают за Интернетом. И наиболее пристальным
объектом их внимания становится "Живой Журнал".